Сегодня: г.

Космические корабли Илона Маска оказались дороже старых «Союзов»

Космические корабли Илона Маска оказались дороже старых "Союзов"

Илон Маск недоволен тем, что новые американские корабли оказываются дороже, чем места для астронавтов на российских «Союзах».

«Это несправедливо», – отреагировал владелец компании SpaceX на решение НАСА платить компании Boeing по 90 млн долл. за доставку одного астронавта на Международную космическую станцию (МКС), в то время как доставка на российском «Союзе» сейчас обходится в 80 млн долл. Кроме того, Маск напоминает, что его корабли будут доставлять астронавтов на МКС всего за 55 млн, сообщило агентство Bloomberg.

Работа МКС невозможна без регулярных рейсов к ней пилотируемых и грузовых кораблей. Так, на 3 декабря запланирован очередной рейс к МКС грузовика «Прогресс МС‑13». Впрочем, грузы – не главная проблема. Их возят теперь и SpaceX Илона Маска, и другие частные компании. Другое дело – пилотируемые рейсы. Их по‑прежнему могут выполнять только старые российские «Союзы». После закрытия печально известной программы космических челноков (американские «шаттлы» не только не достигли обещанного снижения себестоимости доставки грузов на орбиту, но и угробили огромное количество людей), США вынуждены были пойти на поклон к РФ. А также терпеть хамоватые высказывания российских чиновников по поводу альтернативных способов доставки астронавтов с помощью батута.

Космические корабли Илона Маска оказались дороже старых "Союзов"

За 13 лет США заплатили РФ почти 3,9 млрд долл. за доставку на МКС 70 своих астронавтов российскими «Союзами». Об этом сообщил в своем отчете главный инспектор НАСА Пол Мартин. Получается, что в среднем НАСА заплатило 55,4 млн за каждое место в 70 завершенных и запланированных миссиях в период с 2006 по 2020 год.

Космические корабли Илона Маска оказались дороже старых "Союзов"

 

С 2000 по 2005 год Россия возила американцев бесплатно, расплачиваясь за кредиты, выделенные США на постройку российского сегмента МКС. Первые два «билета» США купили у России в 2006 году по 21,3 млн долл. В 2007 и 2008 годах «Союзами» было доставлено по одному, а потом ежегодно транспортировались по шесть американцев, причем цена билета постоянно росла: от 25,4 в 2010-м до 81,9 млн в 2018-м. Цена ощутимо подскочила после 2011 года, когда США прекратили собственную программу Space Shuttle и российские «Союзы» остались единственным средством доставки.

Заместить американские шаттлы и российские «Союзы» в пилотируемых полетах взялись SpaceX Илона Маска, и корпорация Boeing. Назывались несколько сроков первого полета, которые не были выдержаны (первоначально это были и 2014 и 2017 годы). Теперь Boeing планирует свой первый испытательный полет на космическую станцию 17 декабря, а SpaceX совершил беспилотный испытательный полет в марте 2019 года и работает над сертификацией своего корабля Crew Dragon для полета человека в 2020 году.

Космические корабли Илона Маска оказались дороже старых "Союзов"

Вероятно, именно в связи с тем, что на рынке до сих пор так и не появилось конкурента, Россия может назначать цену в 80 млн долл. за один билет для астронавтов США. Притом что были прецеденты, когда Роскосмос возил туристов на «Союзе» за гораздо меньшие деньги (известно, что туристам полет к МКС стоил около 20 млн долл.). При этом реальную себестоимость полета на «Союзе» посчитать почти невозможно. В подготовке полета так или иначе участвуют сотни тысяч работников предприятий Роскосмоса. Для сравнения: в компании SpaceX работают около 7 тыс. человек, тогда как только на одном российском ракетно‑космическом предприятии числятся более 20 тыс. сотрудников. И таких предприятий в Роскосмосе множество.

Например, в самарском ракетно‑космическом комплексе (РКЦ) «Прогресс», который обеспечивает ракетами все отечественные пилотируемые запуски, численность сотрудников в 2017 году составляла около 21 тыс. человек. А в Государственном космическом центре имени М.В. Хруничева числилось более 43 тыс. человек.

Американский сыр‑бор вокруг стоимости билета на орбиту возник после того, как НАСА сообщило, что выделило Boeing дополнительно 287,2 млн долл. за его работу над программой коммерческого экипажа, призванной снизить зависимость Америки от России в доставке астронавтов на станцию. SpaceX не ответила на вопросы о том, будет ли она протестовать против оплаты Boeing или искать дополнительные средства. «Для нашей компании нет ничего более важного, чем полет человека в космос, и мы с нетерпением ожидаем безопасных полетов астронавтов НАСА на МКС ​​и с нее, начиная с начала следующего года», – заявил представитель SpaceX Джеймс Глисон.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что через НАСА американские власти пытаются поддержать Boeing, попавший в зону турбулентности.

«На фоне скандала с крушением двух новейших лайнеров Boeing 737 Max можно сказать, что Boeing давно не тот, это бледная тень той компании, которая была раньше, свет от давно погасшей звезды. Огромный парк самолетов стоит на приколе, имиджу компании нанесен огромный урон. Внутреннее исследование показало, что 90% ее сотрудников не хотят, чтобы их дети работали в Boeing. Компания хочет объединиться с бразильской Embraer из-за отличного конструкторского бюро в последней. С моей точки зрения, выплата Boeing этих 90 млн – это форма поддержки компании со стороны американских властей», – говорит Пухов.

Если коммерческие полеты не начнутся к октябрю 2020 года, то мест на «Союзах» для перевозки американских астронавтов может не оказаться. В докладе НАСА указывается, что оно продолжает обсуждать возможные пути решения этой проблемы с Роскосмосом, который уже сократил программу пилотируемых запусков с двух до одного в шесть месяцев.

В конце октября глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин говорил, что места для доставки американских астронавтов на МКС в 2020–2021 годах предоставят за счет урезания российских экипажей «Союзов». «Мы постараемся помочь американским коллегам ужать наши экипажи. Нам придется чем‑то жертвовать», – сказал Рогозин. В свое время именно он предлагал коллегам отправлять своих астронавтов в космос на батуте.

Ранее сообщалось, что в 2020 году запланированы полеты к МКС двух российских пилотируемых кораблей: «Союз МС‑16» и «Союз МС‑17». Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев отмечал, что экипаж корабля «Союз МС‑17» впервые за 20 лет должен состоять только из россиян. При этом он допустил вероятность того, что НАСА обратится к Роскосмосу с просьбой о включении в состав экипажа своих астронавтов из‑за неготовности американских пилотируемых кораблей.

США готовы продолжить сотрудничество с Россией, если в собственной пилотируемой программе США произойдут задержки, заявил в октябре глава НАСА Джеймс Брайденстайн. «Мы не хотим платить 85 млн долл. каждый раз, когда запускаем американского астронавта на ракете «Союз», – сказал он. Однако, по его словам, НАСА должно «убедиться, что не наступит такой день, когда у нас не будет американских астронавтов на МКС».

США достаточно активно готовятся к оптимистичному для них сценарию отказа от услуг со стороны РФ. Например, в мае стало известно, что Пентагон внес Россию в список стран, услугами которых запрещено пользоваться при запуске американских коммерческих спутников. Этот запрет начнет действовать с 2023 года.

России необходимо бороться за восстановление своих лидерских позиций по космическим запускам. Если еще недавно на долю РФ приходилось около свыше трети успешных космических пусков, то в 2016-м их стало только 22%, а в 2018-м наша страна перешла на третье место в мире по этому показателю (после Китая и США) с 18%.

Эксперт рынка, не пожелавший открывать своего имени, считает, что России не удастся предложить необходимое количество космической техники, в случае если американские компании не справятся с задачей по доставке экипажей на МКС до начала 2023 года.

«Скорее всего им все же удастся решить эту задачу. В противном случае придется уповать на китайцев, так как РФ, на мой взгляд, не сможет обеспечить нужды не только иностранцев, но и свои собственные», – говорит он. Главная причина, по его мнению, –  деградация отрасли. «Дело не в том, что на наших предприятиях по- прежнему работают тысячи и десятки тысяч человек, как это было в советских КБ. Проблема в том, что производительность их труда сейчас как минимум в два раза ниже, чем это было в 70‑е годы прошлого века», – поясняет эксперт.

Источник

 
Статья прочитана 5 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

info@macfound.ru